WESTWALL
Предметы военного антиквариата и реконструкция униформ и снаряжения

+7 (980) 660-35-32

westwall1977@gmail.com

4893

Цена: 25 000

Гарантированно оригинальный образец меднолитой русской пластики в идеальном коллекционном состоянии. Размер: 5 Х 7,6 см. Уникальная коллекционная старинная меднолитая икона станет украшением коллекции миниатюрных бронзовых икон, или порадует верующего человека, которому ее можно преподнести в подарок!


4893 Икона Чудо Георгия о змие. Начало XVIII века ригинальный образец меднолитой русской пластики в идеальном коллекционном состоянии Россия
4893 Икона Чудо Георгия о змие. Начало XVIII века ригинальный образец меднолитой русской пластики в идеальном коллекционном состоянии Россия
4893 Икона Чудо Георгия о змие. Начало XVIII века ригинальный образец меднолитой русской пластики в идеальном коллекционном состоянии Россия
4893 Икона Чудо Георгия о змие. Начало XVIII века ригинальный образец меднолитой русской пластики в идеальном коллекционном состоянии Россия
4893 Икона Чудо Георгия о змие. Начало XVIII века ригинальный образец меднолитой русской пластики в идеальном коллекционном состоянии Россия
4893 Икона Чудо Георгия о змие. Начало XVIII века ригинальный образец меднолитой русской пластики в идеальном коллекционном состоянии Россия
4893 Икона Чудо Георгия о змие. Начало XVIII века ригинальный образец меднолитой русской пластики в идеальном коллекционном состоянии Россия
4893 Икона Чудо Георгия о змие. Начало XVIII века ригинальный образец меднолитой русской пластики в идеальном коллекционном состоянии Россия
4893 Икона Чудо Георгия о змие. Начало XVIII века ригинальный образец меднолитой русской пластики в идеальном коллекционном состоянии Россия
4893 Икона Чудо Георгия о змие. Начало XVIII века ригинальный образец меднолитой русской пластики в идеальном коллекционном состоянии Россия
4893 Икона Чудо Георгия о змие. Начало XVIII века ригинальный образец меднолитой русской пластики в идеальном коллекционном состоянии Россия
4893 Икона Чудо Георгия о змие. Начало XVIII века ригинальный образец меднолитой русской пластики в идеальном коллекционном состоянии Россия
4893 Икона Чудо Георгия о змие. Начало XVIII века ригинальный образец меднолитой русской пластики в идеальном коллекционном состоянии Россия
4893 Икона Чудо Георгия о змие. Начало XVIII века ригинальный образец меднолитой русской пластики в идеальном коллекционном состоянии Россия
4893 Икона Чудо Георгия о змие. Начало XVIII века ригинальный образец меднолитой русской пластики в идеальном коллекционном состоянии Россия
4893 Икона Чудо Георгия о змие. Начало XVIII века ригинальный образец меднолитой русской пластики в идеальном коллекционном состоянии Россия

Икона с изображением Святого Георгия Победоносца (Чудо Георгия о змиеРоссия, начало XVIII века

Гарантированно подлинный образец меднолитой русской пластики в идеальном коллекционном состоянии. Размер: 5 Х 7,6 см.

Икона находится в хорошем коллекционном состоянии. Рисунок читается свободно, оглавие цело. Износ рельефа полностью соответствует периоду бытования и не является чрезмерным. Не частый предмет для коллекционера. Центральная фигура композиции – Святой Георгий, сидящий на коне и пронзающий копьем извивающегося под ногами коня, змея.

По древнему преданию, именно Георгий явился для спасения дочери языческого бейрутского царя, которую должны были отдать на растерзание змею. Чудесное появление спасителя и его победа над чудовищем заставили местных жителей обратиться в христианство. В образах, изображенных на иконе можно найти и символический смысл, в русле которого змей – это язычество, а спасенная царевна – Церковь. Святой Георгий издавна считается покровителем воинства, воинов, но в ряде мест его просят о помощи пастухи и земледельцы, также он покровительствует людям, находящимся в пути. Охотники, животноводы, крестьяне – все уважительно относятся к этому Святому и во многих домах раньше было изображение Георгия Победоносца, на деревянных иконах и на подобных медных иконах. Также считается, что молитва Святому Георгию должна спасти молящегося от встречи со змеями.

Отмечается праздник Святого Георгия 26 ноября (9 декабря). Икона порадует любого верующего, особенно мужчин с именами Георгий и Юрий, а также коллекционеров меднолитых старинных икон.

Уникальная не часто встречающаяся коллекционная старинная меднолитая икона станет украшением коллекции миниатюрных бронзовых икон, или порадует верующего человека, которому ее можно преподнести в подарок!

Достаточно распространен в медном литье образ Георгия Победоносца. Вероятно, традиция изготовления литых образков Георгия не прерывается с домонгольского времени. Старообрядцы изготавливали как маленькие образки с Георгием, так и иконы большего размера, часто украшенные эмалями. Вставлялись такие иконы как средники в складни с различными створками.

Известны прорезные иконы, по меньшей мере трех разных типов, относящиеся к XVII столетию.

Иконография Георгия традиционна. Он изображен сидящим на коне, поражающим копьем поверженного крылатого дракона. Вариативна постановка фигуры святого. Она может быть обращена вперед или, реже, вполоборота назад. В правом верхнем углу в облаках видна благословляющая десница Божия. Встречаются иконы, на которых выше фигуры святого находится поясное изображение Христа-Еммануила (отрока), благословляющего великомученика Георгия.

В восемнадцатом веке, несмотря на царский указ Петра Великого о борьбе с медницами, выпускающими религиозные предметы, продолжался не только выпуск икон, складней и крестов, совершенствовался сам процесс, чтобы к концу 18-го века быть настолько отшлифованным и выпестованным, чтобы сейчас, в 21-м веке поражать нас своей удивительной красотой, точностью, необыкновенной одухотворенностью образов.

 Образ Святого Георгия Победоносца на меднолитых иконах.

В эпоху раннего христианства у византийских императоров был обычай брать своим небесным покровителем святого мученика Георгия. А начиная с V века, его культ среди христиан приобрел значительный размах и распространился на Малую Азию, Сирию, Палестину, Кавказ, Балканские страны и Западную Европу. Скульптуры, барельефы и иконы святого Георгия украшали дворцы и храмы, его изображения чеканили на монетах. Со временем почитание мученика-воина распространилось и на Руси, примеру византийских императоров последовали киевские князья. В 988 году великий князь Ярослав Мудрый получил при крещении имя Георгия, а после победы над печенегами в 1036 году он основал в Киеве монастырь святого Георгия и повелел в честь освящения храма ежегодно 26 ноября «по всей Руси творили праздник». В народе этот календарный христианский праздник известен под названием Юрьева дня, или осеннего Егория (имя Георгий имеет несколько вариаций — Юрий, Егор, Егорий).

В церковном календаре есть второй Юрьев день, весенний, 23 апреля, в память о кончине святого. Князь Юрий Долгорукий и последующие киевские князья продолжили инициативу Ярослава Мудрого в развитии культа Георгия: храмы, посвященные святому, возникали во всех землях России. На печатях Александра Невского, царей Ивана III, Ивана IV Грозного и Лжедмитрия был изображен всадник, подобный Георгию.

Во времена Петра I образ святого Георгия, поражающего дракона, стал гербом Москвы. Военный орден святого Великомученика и Победоносца Георгия, имевшего четыре степени и состоящего из знаков — креста, звезды и ленты учредила Екатерина II. В XVIII — начале XIX веков к ордену были введены специальные золотые и серебряные кресты четырех степеней, носимых на георгиевской ленте; высокую награду, Георгиевский крест, офицеры и солдаты могли заслужить только в бою.

О короткой жизни Георгия, его личности, подвигах, перенесенных мучениях и чудесах не установлено ничего исторически достоверного, но так как культ его в христианском мире широко распространен, существование мученика Георгия принимается как факт.

Наиболее известна и общепринята версия, согласно которой Георгий родился в Каппадокии (Малая Азия) в семье знатных горожан. Своими родителями-христианами он был воспитан в благочестии, выделялся красивой внешностью, силой и мужеством. Юношей поступил на службу к римскому императору Диоклетиану, за отличное знание военного дела и проявленную в боях и походах храбрость был приближен к императору и удостоен высокого воинского звания. Во время начавшихся гонений на христиан, язычники, к которым принадлежал и Диоклетиан, подвергли преследованиям и мучениям христиан, служивших в императорской армии. Несмотря на свою молодость, Георгий решил восстать против нечестия и насмерть стоять за свои убеждения. Он раздал нищим все что имел, даровал свободу находившимся при нем рабам, перешел на сторону гонимых и, отвергнув человеческий страх, стал ярым проповедником учения Христа, Это вызвало сильную ярость у императора, который приказал схватить Георгия и заключить в темницу. Мучители подвергли опального воеводу жесточайшим восьмидневным пыткам и казнили его (обезглавили) в возрасте около тридцати лет в 303 году. Самые тяжкие пытки и истязания, которым когда-либо подвергался человек, Георгий перенес с невероятным терпением и мужеством и, исповедуя Христа, вышел победителем в борьбе с темными силами зла. Необычайна, беспримерна была твердость, с которой вынес он эти муки, твердость, исходившая из самой веры, которую он исповедовал и за которую умирал. За этот подвиг Святая Церковь нарекла его великомучеником и Победоносцем, и он стал знаменем для многих тысяч мучеников-христиан, последовавших его примеру и «стяжавших в вере благодать».

Житие святого Георгия получило литературную обработку первоначально на греческом Востоке, потом пере шло на Запад и Киевскую Русь. Он стал героем многочисленных сказаний и песен у всех христианских народов, о нем складывались легенды, поучения, заговоры, приметы. На Руси героический облик мученика-воина приобрел самостоятельный характер, занял значительное место в духовной культуре, стал популярным в народ ном фольклоре и изобразительном искусстве. Зрительный образ святого Георгия дошел до нашего времени на храмовых фресках и мозаиках, в деревянной скульптуре, рельефных изображениях, живописных иконах, княжеских печатях и монетах, нагрудных иконках и образках, резаных на дереве, камне и кости или отлитых из меди.

В православной иконографии утвердились два основных вида изображения (извода) святого: — пеший воин с копьем и мечем в руках; — всадник на коне, поражающий копьем змея (дракона).

В ранней домонгольской иконографии святого Георгия изображали в полный рост, с шапкой кудрявых волос, обрамляющих безбородое лицо, вокруг головы нимб (признак святости). Облачен он в военные доспехи, на плече плащ, правая рука сжимает копье, в левой — меч с крестообразной рукоятью. Это мужественный воин, одолевший страдания и врагов, могучий защитник и покровитель князей и их воинства. Почитался Георгий и как покровитель земледельцев и скотоводов, само его имя в переводе с греческого языка означает «возделывающий землю, землепашец». С днем его поминовения — 23 апреля — издревле связывалось у крестьян начало весенних полевых работ и первый выгон скота на летние пастбища.

Второй иконографический извод — конный. Здесь Георгий, сидя на вздыбленном коне, поражает копьем огнедышащего змея (дракона). Начиная с XIV века сюжет с всадником пришел на смену пешему Георгию-воину и стал излюбленным в русской иконописи. Он связан с популярным в народной среде легендарным эпизодом из подвигов святого под названием «Чудо Георгия о змие». В легенде говорится, что во владениях одного царя, возле города, в глубоком озере поселился кровожадный змей, по облику напоминавший крылатого дракона, и стал опустошать землю, пожирать скот, губить горожан. Когда змей погубил уже многих, царь и его подданые пытались с оружием в руках избавиться от него, но враг рода человеческого всегда побеждал их, уничтожая людей своим ядовитым, губительным дыханием; в городе не смолкали стон и плач по погибшим. Царь и горожане были язычниками, они обращались с мольбами к своим богам, но те им не помогли. Чтобы умилостивить чудище, жители города принуждены были по жребию каждый день посылать дракону одного из своих детей, сына или дочь. Дошел черед и до единственной дочери царя Елисавы (Елизаветы), в назначенный час она со слезами ожидала на берегу озера своей печальной участи. В это время мимо, на белом коне, проезжал святой Георгий, узнав о беде Елисавы, он вознес молитву Богу с просьбой покорить лютого зверя. В ответ он услышал глас с неба: «Твои молитвы дошли, дерзай Георгий!», и когда дракон вышел из озера за очередной жертвой, Георгий сотворил крестное знамение, произнес молитву и устремился на дракона. Копьем прижал его пасть к земле, а конь святого стал топтать чудище копытами. Силою Божьей подломились колени у страшного зверя, и он усмиренный упал к ногам святого. Георгий велел девице обвязать шею поверженного дракона ее поясом и поводом от его коня и вести в город. Жители, увидев, как царевна привела на поясе чудовище, словно смирного пса, очень испугались, но святой Георгий успокоил их: «Не бойтесь и уповайте на Всемогущего Бога, веруйте во Христа, он послал меня избавить вас от бесовской, напасти». Сказав это, Георгий вынул меч и, посреди города на виду у испуганной толпы, убил змея. Спасенные жители восславили Георгия и, уверовав во Христа, приняли крещение; в благодарность за освобождение от чудовища они воздвигли на том месте, где был убит дракон, храм в честь святого воина.

Это чудо, совершенное святым великомучеником Георгием, является самым знаменитым. Победа над порождением дьявола, свирепым драконом, стала для всего христианского мира символом торжества добра над злом.

Наряду с иконописью и другими иконографическими способами образ великомученика Георгия и сцены его единоборства с драконом были широко представлены и на рельефных металлических иконах. Сюжеты, писанные красками на дереве или исполненные пластическими средствами на кости, камне, перламутре, дереве часто служили примером для повторения их в меднолитых иконах. Тем не менее, культовая мелкая пластика, как своеобразный вид прикладного искусства имела вполне самостоятельный путь развития. В меднолитой пластике (иконах, складнях) устоялись два варианта иконографии «Чуда Георгия о змие».

Композиция первого (сокращенного) варианта содержит конную фигуру святого-воина, противоборствующего ему змея (дракона) и, благословляющую с неба, десницу Господню. Иногда композиция дополнялась парящим ангелом, возлагающим на голову Георгия корону.

Второй вариант состоит из всей символики первого с добавлением фигуры царевны Елисавы и дракона на аркане; на втором плане изображались архитектурные строения с жителями. Устойчивая композиция этих вариантов прошла без особых изменений через несколько столетий, незначительно усложняясь в поздних образцах за счет украшающего икону орнамента.

В некоторых случаях на иконах (складнях) образ Георгия давался не как основной, а в группе избранных святых, окружающих центральную фигуру Христа, Богородицы, Николы, Антипы и других. Как правило, фигуры окружающих святых изображались в меньшем масштабе, чем главный образ иконы.

Центрами изготовления иконной мелкой пластики были литейные мастерские при некоторых крупных храмах и монастырях, а также отдельные светские ремесленные заведения, имеющие на это специальное разрешение. Их продукция, как, собственно, и живописные иконы, имела широкий диапазон профессионального мастерства: от ремесленного примитивного, грубого литья до высокохудожественного произведения с тщательной проработкой рельефа и деталей рисунка, богато орнаментированного, зачастую украшенного многоцветной чистой эмалью. Особенно славились высоким качеством своей продукции старообрядческие «медницы», техника их исполнения была гораздо выразительнее и сложнее, чем у других мастерских. Технология литья позволяла повторить рельефное изображение оригинала (прототипа) множество раз, практически без искажений, большим тиражом. Такая литая икона (реплика) была значительно дешевле индивидуальной, поштучно изготовляемой, иконописи, поэтому ее охотно приобретали все слои простого народа. Крестьяне, мастеровые, солдаты, богомольцы, паломники, торговые люди составляли пеструю среду заказчиков культовой мелкой пластики с образами Христа, Богородицы и патрональных святых, в том числе и святого Георгия.

В середине XVII века по Молдавии, Валахии, Украине, Московии путешествовал Антиохийский патриарх Макарий. Сопровождавший его сын Павел, обстоятельно описывая храмы и праздничные службы, в своих заметках отметил: «У всех ратников без исключения непременно имеется на груди красивый образ в виде, тройного складня, с которым он никогда нe расстается и, где бы не остановился, ставит его на видном месте и поклоняется ему. Таков их обычай, как мы это сами видели».

Если судить по количеству дошедших до нашего времени памятников медного художественного литья, то иконы, кресты и складни с сюжетом «Чудо Георгия о змие» занимают второе место по популярности после Николая Чудотворца. Многочисленные и разнообразные изображения этих, истинно народных, святых широко разошлись по необъятным просторам нашей земли. 


Рекомендуем