WESTWALL
Предметы военного антиквариата и реконструкция униформ и снаряжения

+7 (980) 660-35-32

westwall1977@gmail.com

5000

Цена: 22 000

Гарантированно оригинальный образец меднолитой русской пластики в отличном коллекционном состоянии. Размер: 6,4 на 17 см. в развернутом состоянии Уникальный коллекционный старинный складень станет украшением коллекции миниатюрных бронзовых икон, или порадует верующего человека, которому ее можно преподнести в подарок!


5000 Деисус с избранными святыми. Складень трехстворчатый XVIII век Россия
5000 Деисус с избранными святыми. Складень трехстворчатый XVIII век Россия
5000 Деисус с избранными святыми. Складень трехстворчатый XVIII век Россия
5000 Деисус с избранными святыми. Складень трехстворчатый XVIII век Россия
5000 Деисус с избранными святыми. Складень трехстворчатый XVIII век Россия
5000 Деисус с избранными святыми. Складень трехстворчатый XVIII век Россия
5000 Деисус с избранными святыми. Складень трехстворчатый XVIII век Россия
5000 Деисус с избранными святыми. Складень трехстворчатый XVIII век Россия
5000 Деисус с избранными святыми. Складень трехстворчатый XVIII век Россия
5000 Деисус с избранными святыми. Складень трехстворчатый XVIII век Россия
5000 Деисус с избранными святыми. Складень трехстворчатый XVIII век Россия
5000 Деисус с избранными святыми. Складень трехстворчатый XVIII век Россия
5000 Деисус с избранными святыми. Складень трехстворчатый XVIII век Россия
5000 Деисус с избранными святыми. Складень трехстворчатый XVIII век Россия
5000 Деисус с избранными святыми. Складень трехстворчатый XVIII век Россия
5000 Деисус с избранными святыми. Складень трехстворчатый XVIII век Россия
5000 Деисус с избранными святыми. Складень трехстворчатый XVIII век Россия

Складень трехстворчатый XVIII век Деисус с избранными святыми

Старинный складень трехстворчатый или маленький дорожный иконостас XVIII века. В среднике изображен Спас на Престоле с предстоящими Богородицей и Иоанном Предтечей.

На левой створке изображены святые Филипп, Николай Чудотворец и апостол Иоанн Богослов; на правой створке — Ангел-Хранитель, преподобный Зосима и Савватий Соловецкие.

На одной из оборотных сторонах створки изображение Голгофского Креста в орнаментальной рамке, круглых картушей с травным узором и цветочной розетки. Фон декорирован небесно-голубой эмалью.

Размер складня в развернутом виде: ширина 17 см высота 6,4 см.

Складень в отличном коллекционном состоянии, створки плотно прилегают друг к другу.

Такие бронзовые трехстворчатые складни-иконы в Православной России 18-19 веков было принято брать с собой в путешествия. Получалось что буквально на ладони умещался иконостас с Деисусом и шестью избранными святыми покровителями. Из-за того что на трех створках этого бронзового складня изображены 9 фигур святых, такие складни еще получили название "Складень Девятка".

Складни-девятки и сейчас пользуются популярностью не только у коллекционеров Русского медного литья XVIII-XIX веков, но и у людей верующих, часто переезжающих. Такой бронзовый складень не погнется и не сломается в багаже, он не боится влажности и перепадов температуры.

Аналогичный складень, украшенный эмалями 4 цветов, находится в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

Немного о складнях   Основные типы складней, существовавших на Руси:нательные,нагрудные,киотные (поставные). Все они могли являться путными, то есть их брали с собой в дорогу (путь), на богомолье, в поход (некоторые многостворчатые складни так и назывались «походные»).   Сохранилось свидетельство XVII века о том, как носили складни. «У всех ратников без исключения непременно имеется на груди красивый образ в виде тройного складня, с которым он никогда не расстается, и где бы ни остановился, ставит его на видном месте и поклоняется ему. Таков их обычай, как мы это сами видели», - писал архидиакон Павел Алеппский.  

В XIX веке металлические складни зачастую заменяли целые иконостасы и святцы. Первые складни попали на Русь одновременно с крестами, иконами и панагиями, которые ввозились из Византии начиная с X века. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки, а также конструкция древнерусских меднолитых трехстворчатых складней, заимствованная у византийских. Размер створок древних складней определялся средником (центральной частью) и был равен его половине, то есть створки не заходили одна на другую, а закрывались встык.   Прообразом такого типа складней, вероятно, послужили Царские врата, закрывавшие вход в алтарь церкви.

Древние складни были мелкоформатные, с подвижным оглавием и предназначались для нательного ношения. Если сравнить количество дошедших до нас складней, отлитых до конца XVII века, с количеством крестов и икон этого же периода, то складней окажется очень мало. Этот факт можно объяснить тем, что процесс их изготовления был гораздо более трудоемким, так как створки, оглавия отливались по отдельности и крепились к среднику.

В первой половине XVIII века в связи с расцветом старообрядческой Выговской литейной мастерской появились совершенно новые типы складней, иные иконографические сюжеты, сменились и технологические приемы медного литья. Створы складней стали делать с петлями, плотно пригнанными друг к другу, и в них вставляли штыри. Благодаря этому изменилась конструкция складней: створы заходили одна на другую, что позволило увеличить их количество до четырех.   Благодаря выговским мастерам особенно широкое распространение получили три типа складней, описанные ниже -

1. Двустворчатые складни с малыми створами; основные сюжеты:— Троица Ветхозаветная, Богоматерь Знамение;— Деисус, Ангел-хранитель и святитель Никола Чудотворец.

2. Трехстворчатые складни разной величины; основные сюжеты:— Деисус (три вида); — Деисус с избранными святыми, так называемые складни - «девятки», в среднике которых Деисус, на створках — изображения святых (по три фигуры на каждой), при этом существовало два варианта иконографического извода. Наиболее популярным изводом является:— апостол Иоанн Богослов, святитель Никола Чудотворец, московский митрополит Филипп (левая створка); — Ангел-хранитель, святые Зосима и Савватий Соловецкие (правая створка); — изображения избранных трех из Двунадесятых праздников; — Двунадесятые праздники (створы большие);— Распятие Христово, Троица Ветхозаветная, Богоматерь Знамение; — Богоматерь Владимирская, Спас Нерукотворный, преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский (тройные малые створы).

3. Четырехстворчатые складни, так называемые «большие праздничные створы» с кокошниками (килевидное завершение каждой створы); основные сюжеты:— изображения Двунадесятых праздников (на трех створах);— изображения местночтимых икон Богоматери с избранными святыми (четвертая створа).  Оборотная сторона складней (крышка) украшалась резным или литым изображением Голгофского креста. Складни отливались в огромном количестве на протяжении XVIII — начала XX века и имели хождение по всей России.  

Помимо перечисленных типов складней существовали и иные, связанные с другими старообрядческими толками и литейными мастерскими. Однако от выговских образцов они резко отличаются качеством литья, некоторой примитивностью и грубоватостью не только изображений, но и самих отливок.


Рекомендуем